Судебно-психологическая экспертиза
Материалы / Судебно-психологическая экспертиза
Страница 9

При сборе информации о личности погибшего не следует пренебрегать сведениями о его развитии в детстве, школьной успеваемости, характере взаимоотношений в родительской семье, в особенности если расследуется самоубийство подростка.

В случае суицида военнослужащего необходимы материалы, характеризующие личность погибшего до призыва в армию.

Относительно развития подэкспертного в детстве экспертам-психологам важно знать следующее:

- возраст матери на момент рождения подэкспертного;

- была ли беременность желанной, запланированной;

- течение беременности, роды, осложнения;

- не было ли задержек в раннем развитии, начале ходьбы, речи;

- особенности поведения, возбудимость, плаксивость, пассивность, частые истерики, ночные страхи, сомнамбулизм (хождение во сне), ночной энурез (недержание мочи), заикание и т. п.;

- кем воспитывался в детстве, особенности воспитания;

- не было ли длительных разлук с матерью;

- черты характера родителей, их стиль воспитания;

- не было ли утраты родителей, в каком возрасте, по какой причине;

- посещал ли детские дошкольные учреждения, отзывы воспитателей;

- возраст начала учебы в школе;

- успеваемость и ее динамика, отзывы педагогов;

- какие предметы усваивались легче, какие труднее;

- увлечения во внешкольное время;

- особенности пубертатного («трудного») возраста, изменения в характере, Не было ли побегов из дома, прогулов занятий, факты курения, алкоголизации, наркотизации, раннее начало половой жизни и т. п.;

- круг друзей, приятелей, групповые нормы общения, кумиры и идеалы подростка;

- отношение к будущему, профориентация, характер планов, намерений, их самостоятельность, реалистичность, устойчивость;

- отношение к воинской службе: было ли желание служить, в какой род войск хотел призываться и др.

Сведения об особенностях поведения, характера, эмоциональной сферы погибшего могут быть получены из наблюдений лиц, знавших последнего. При этом мы рекомендуем обратить внимание на то, какими были его:

- внешний вид: аккуратный, небрежный, невыразительный, неряшливый, выглядел на свой возраст, моложе своих лет, старше;

- присущее выражение лица: спокойное, осунувшееся, вялое, скорбное, удивленное, гримасничающее;

- манера держаться: непринужденно, раскованно, безразлично, демонстративно, театрально, нагловато, без чувства дистанции, скованно, зажато, застенчиво, незаметно;

- взгляд: блестящий, тусклый, холодный, прямой, открытый, исподлобья, пристальный, озирающийся, осторожный, в сторону, вниз, бегающий;

- плач и слезы: часто плакал, на глазах появлялись слезы при упоминании каких-либо событий, отличался сдержанностью;

- улыбка: смущенная, искренняя, ироническая, дурашливая, загадочная, неадекватная;

- движения и жесты: без особенностей, манерные, медлительные, угловатые, суетливые, отсутствие жестикуляции, часто повторяемые движения;

- голос: тихий, громкий, высокий, низкий;

- интонации: без особенностей, злобные, гневливые, раздражительные, жесткие, требовательные, мягкие, жалостливые, страдальческие, просящие, радостные;

- продуктивность речи: лаконичная, скупая, многословная, обыкновенная;

- темп речи: замедленный, с паузами, ускоренный, нормальный;

- особенности речи: частое употребление словесных клише, уменьшительных и ласкательных суффиксов, жаргон, «сорные слова»;

- контактность: вступал в контакт первым, легко, быстро, охотно, с трудом, сдержанно, настороженно, отвечал с задержкой, часто невпопад или не по существу;

- эмоционально-волевое состояние: был боязливым, грустным, унылым, скучным, ленивым, переменчивым, обидчивым, злобным, стыдливым, раздражительным, пассивным, пессимистичным, оптимистичным, жизнерадостным, веселым, в приподнятом состоянии, энергичным, инициативным, упорным;

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11