Судебно-психологическая экспертизаМатериалы / Судебно-психологическая экспертизаСтраница 9
При сборе информации о личности погибшего не следует пренебрегать сведениями о его развитии в детстве, школьной успеваемости, характере взаимоотношений в родительской семье, в особенности если расследуется самоубийство подростка.
Относительно развития подэкспертного в детстве экспертам-психологам важно знать следующее:
- возраст матери на момент рождения подэкспертного;
- была ли беременность желанной, запланированной;
- течение беременности, роды, осложнения;
- не было ли задержек в раннем развитии, начале ходьбы, речи;
- особенности поведения, возбудимость, плаксивость, пассивность, частые истерики, ночные страхи, сомнамбулизм (хождение во сне), ночной энурез (недержание мочи), заикание и т. п.;
- кем воспитывался в детстве, особенности воспитания;
- не было ли длительных разлук с матерью;
- черты характера родителей, их стиль воспитания;
- не было ли утраты родителей, в каком возрасте, по какой причине;
- посещал ли детские дошкольные учреждения, отзывы воспитателей;
- возраст начала учебы в школе;
- успеваемость и ее динамика, отзывы педагогов;
- какие предметы усваивались легче, какие труднее;
- увлечения во внешкольное время;
- особенности пубертатного («трудного») возраста, изменения в характере, Не было ли побегов из дома, прогулов занятий, факты курения, алкоголизации, наркотизации, раннее начало половой жизни и т. п.;
- круг друзей, приятелей, групповые нормы общения, кумиры и идеалы подростка;
- отношение к будущему, профориентация, характер планов, намерений, их самостоятельность, реалистичность, устойчивость;
- отношение к воинской службе: было ли желание служить, в какой род войск хотел призываться и др.
Сведения об особенностях поведения, характера, эмоциональной сферы погибшего могут быть получены из наблюдений лиц, знавших последнего. При этом мы рекомендуем обратить внимание на то, какими были его:
- внешний вид: аккуратный, небрежный, невыразительный, неряшливый, выглядел на свой возраст, моложе своих лет, старше;
- присущее выражение лица: спокойное, осунувшееся, вялое, скорбное, удивленное, гримасничающее;
- манера держаться: непринужденно, раскованно, безразлично, демонстративно, театрально, нагловато, без чувства дистанции, скованно, зажато, застенчиво, незаметно;
- взгляд: блестящий, тусклый, холодный, прямой, открытый, исподлобья, пристальный, озирающийся, осторожный, в сторону, вниз, бегающий;
- плач и слезы: часто плакал, на глазах появлялись слезы при упоминании каких-либо событий, отличался сдержанностью;
- улыбка: смущенная, искренняя, ироническая, дурашливая, загадочная, неадекватная;
- движения и жесты: без особенностей, манерные, медлительные, угловатые, суетливые, отсутствие жестикуляции, часто повторяемые движения;
- голос: тихий, громкий, высокий, низкий;
- интонации: без особенностей, злобные, гневливые, раздражительные, жесткие, требовательные, мягкие, жалостливые, страдальческие, просящие, радостные;
- продуктивность речи: лаконичная, скупая, многословная, обыкновенная;
- темп речи: замедленный, с паузами, ускоренный, нормальный;
- особенности речи: частое употребление словесных клише, уменьшительных и ласкательных суффиксов, жаргон, «сорные слова»;
- контактность: вступал в контакт первым, легко, быстро, охотно, с трудом, сдержанно, настороженно, отвечал с задержкой, часто невпопад или не по существу;
- эмоционально-волевое состояние: был боязливым, грустным, унылым, скучным, ленивым, переменчивым, обидчивым, злобным, стыдливым, раздражительным, пассивным, пессимистичным, оптимистичным, жизнерадостным, веселым, в приподнятом состоянии, энергичным, инициативным, упорным;