Основные этапы развития законодательства об органах предварительного расследования
Материалы / Органы предварительного расследования / Основные этапы развития законодательства об органах предварительного расследования
Страница 4

Возложение на прокуратуру оперативного и административного руководства органами следствия способствовала их организационному укреплению, улучшению качества расследования уголовных дел. В 1936 году для руководства следствия, организации и совершенствования работы следователей, подбора, расстановки и воспитания следственных кадров в структуре аппаратов вышестоящих прокуратур были образовании следственные отделы.

В последствии реорганизованные в следственные управления.

В 30-е годы ХХ столетия производиться жесткая централизация органов милиции, чему способствовало принятие 25 мая 1931 года. Общесоюзного Положения о работе – крестьянской милиции.

15 июля 1934 года учреждается Наркомат внутренних дел СССР. Одновременно устанавливаются временно упраздненные в декабре 1930 года НКВД союзных республик. В составе этих органов создаются внесудебные органы политических репрессий (Особое совещание, «тройки»).

В несудебные органы политических репрессий (Особое совещание, «тройки», «двойки»), через которые прошли тысячи не в чем не повинных людей, в последствии реабилитированных I 6 I.

Расследованием дел о государственных преступлениях все эти годы занимались органы государственной безопасности входившие до 40-х гг. прошлого века в состав Наркомата внутренних дел (НКВД), а затем выделенные в самостоятельное ведомство. В 1954 году Министерство государственной безопасности было реорганизовано в Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР (КГБ). Комитеты государственной безопасности создавались и при правительстве союзных республик. На местах образуются управление этих органов.

В конце 50-х гг. 20 в. в БССР, как и в других союзных республиках в органах государственной безопасности для расследования государственных преступлений организуется следственный аппарат.

Основами уголовного судопроизводства СССР и союзных республик 1958 г. производство предварительного следствия возлагалось на следователей прокуратуры и органов государственной безопасности. Через пять лев, в 1963 г. право производства предварительного следствия предоставляется органам внутренних дел.

Важнейшее значение в последнее десятилетия для развития органов дознания имело принятие Верховный совет БССР. 26 февраля 1991 г. Закона Республики Беларусь «О милиции».

В связи с тем, что с конца 1993г. Республика Беларусь стала членом Международной организации уголовной полиции (Интерпол), в Главном управлении криминальной милиции МВД Республики Беларусь начало функционировать Национальной центральное бюро Интерпола.

В эти годы в соответствии с Концепцией судебно - правовой реформы система органов дознания была расширена, засечет органов таможенной службы и государственной налоговой инспекции. Впоследствии в 1998 г. на базе Главного управления налоговых расследований государственного налогового комитета образуется Государственный комитет финансовых расследований, действующий в качестве органов дознания и предварительного следствия по делам о нарушениях законодательства о предпринимательстве и налогах и др. делах, отнесенным к его ведению.

В 1999 году проведена реорганизация следственных органов МВД Республики Беларусь. Следственный аппарат этого ведомства был выделен в самостоятельную организационную структуру во главе со следственным комитетом при Министерстве внутренних дел. Приняты меры по повышению статуса следователя, его социального престижа.

Однако в начале нового столетия последовали очередные реорганизации в системе и статусе указанных органов. В сентябре 2001 г. Государственный комитет финансовых расследований преобразован в Департамент финансовых расследований с передачей в систему Комитета государственного контроля. В конце декабря 2003 г. Следственный комитет МВД упразднен, его функции переданы этому ведомству и его структурным подразделениям. В МВД создана Служба предварительного расследования, усиление защиты прав и законных интересов граждан.

Страницы: 1 2 3 4 5